Виктория Токарская,
врач-косметолог медицинского центра «Риммарита»
Фотостарение и фотоомоложение — эти два понятия очень близки по звучанию, но являются совершенно противоположными по своему значению. На сегодняшний день и то, и другое является одними из самых актуальных вопросов, которые волнуют наших пациентов.
Фотостарение кожи – это постоянное повреждение кожи солнечными лучами, а фотоомоложение- это решение проблем стареющей кожи с помощью высокоинтенсивного светового потока длиной от 500 до 1400 нм. Теперь и в нашем центре появилась хорошая IPL-система – PALOMAR STARLUX system, которая по сравнению с другими является практически безболезненной благодаря запатентованным технологиям «гладкого импульса», «рециркуляции фотонов», передовому контактному охлаждению сапфирового кристалла. Она позволяет безопасно использовать самую высокую допустимую энергию с целью получения наилучших клинических результатов. Двойная система фильтрации волн гарантирует целенаправленное поглощение энергии только меланином и гемоглобином расширенных сосудов без вовлечения других кожных структур (минимизирован риск ожогов).
Процесс фотостарения кожи характеризуется рядом клинических, гистологических и биохимических изменений, имеющих – в отличие от возрастного увядания кожи – особую природу.
В последние годы отмечается значительный прогресс в изучении механизма фотоповреждения. Это позволяет надеяться на то, что уже в ближайшем будущем могут быть разработаны новые мероприятия по защите кожи от вредоносного действия солнечных лучей и новые терапевтические приемы восстановления пострадавшей кожи.
Термином «фотостарение» принято описывать определенные клинические, гистологические и функциональные признаки хронического фотоповреждения кожи, вызванного солнечными лучами. Есть ряд синонимов этого процесса, которые также употребляются при обсуждении данной темы: «гелиодерматит», «актинический дерматоз» и «преждевременное старение кожи».
Необходимо помнить, что фотостарение обычно наблюдается параллельно с признаками возрастного старения. Однако существуют особые симптомы, которые обнаруживаются практически исключительно в первом случае и не встречаются во втором. Это позволяет вынести данное состояние в отдельную нозологическую форму, что связано с особым патогенетическим механизмом развития фотоповреждения.
Увеличение продолжительности жизни, популяризация здорового образа жизни, новые концепции отдыха, чрезмерное увлечение загаром под солнцем и в соляриях, – все это привело к активизации мирового рынка средств, защищающих нас от вредного воздействия УФ-излучения. При этом уменьшения числа людей с явными признаками фотостарения вовсе не ожидается. Более того, существуют исследования, которые дают основания предполагать, что эта группа будет только расти.
Клинические признаки фотостарения описаны уже довольно полно, но лишь недавно был пролит свет на молекулярные механизмы, отвечающие за макро- и микроскопическое повреждение тканей. Была продемонстрирована роль некоторых факторов передачи (транскрипции) клеточной информации в патогенезе фотостарения, а также обнаружено, что важную роль в развитии данной патологии играет мутация митохондриальной ДНК.
Разбор патофизиологических механизмов дает предпосылки для оценки эффективности фотозащитных и омолаживающих средств и может помочь в разработке новых стратегий защиты и восстановления фотоповрежденной кожи.
Клиническая картина фотостарения
Существует ряд признаков, позволяющих без особого труда разделять молодую и стареющую кожу. Так было выделено шесть главных критериев по которым можно определить здоровую кожу:
— упругость,
— равномерная окраска,
— отсутствие клинических признаков болезней или повреждений,
— нормальная текстура (нет дефектов, рубцов, морщин),
— нормальная влажность (нет чувства сухости),
— высокая устойчивость к инфекции и повреждающим факторам.
Стареющая, но не подвергавшаяся длительному воздействию солнечных лучей кожа обычно сухая, тонкая, имеет большое количество морщин и явления себорейного кератоза. При фотостарении, как правило, эти признаки акцентированы и преувеличены.
Признаки фотоповреждения могут наблюдаться еще до появления симптомов возрастного старения кожи, но только на открытых участках, попавших под действие прямых солнечных лучей – шея, декольте, лицо, предплечье
и кисти рук. При этом отмечается усиление морщинообразования, снижение эластичности, усиление травматичности и медленное ранозаживление. Большинство этих клинических проявлений обусловлено дермальными нарушениями. А наиболее яркими эпидермальными изменениями являются лентиго (нарушение нормальной цветности кожи) и диффузная гиперпигментация.
Существуют определенные факторы риска, согласно которым к фотостарению предрасположены женщины в менопаузе с кожей I-II фототипа. Связи с приемом оральных контрацептивов и с курением обнаружено не было. И все же следует напомнить: достоверно установлено, что курение провоцирует образование морщин и ухудшает цвет кожи – это, безусловно, ускоряет процессы хронологического старения . Среди мужчин более подвержены фотостарению, как ни странно, люди с изначально смуглой и темной кожей.
Гистологические признаки
Для фотоповреждения характерен ряд количественных и качественных признаков.
В роговом слое эпидермиса можно обнаружить признаки гиперкератоза, однако часто толщина эпидермиса остается неизменной. Изменения в эпидермисе также могут варьироваться от гипертрофии до атрофии. Базальная мембрана утолщена, что служит отражением возможного повреждения базальных кератиноцитов. При этом вдоль базальной мембраны отмечается неравномерное распределение различных по размерам, накоплению пигмента и количества отростков меланоцитов.
Существует зависимость между тяжестью повреждения и силой-временем воздействия УФ-излучения. Иными словами, отмечается формирование вертикального градиента повреждений. Наиболее ярким гистологическим признаком этой зависимости является деструкция эластиновых волокон при этом поврежденные волокна могут занимать различную часть дермы. Другой признак фотопатологии в дерме – замещение нормальных коллагеновых волокон коллагеном с четкими поврежденными участками.
Этот феномен носит название «базофильная дегенерация коллагена».
Более тяжелые проявления фотоповреждения заключаются в расширении областей отложения глюкозаминогликанов (комплекс, ответственный за прочность клеточных мембран) и фрагментированных эластиновых волокон , а также дермальных внеклеточных белков — эластина и коллагена.
Факторы фотостарения
Одно из наиболее выраженных проявлений фотостареющей кожи – снижение ее эластичности и упругости. Изучая биохимию фотостарения, японские авторы выяснили, что во время липидных окислительно-восстановительных реакций, помимо прочих веществ, образуются акролеин и 4-гидрокси-2-ноненал (HNE). Антитела, вырабатываемые на эти вещества, очевидно губительны для фибриновых волокон, которые – как показывают исследования – оказываются в значительной степени нарушенными. В гораздо большей степени эти явления были выражены на участках лица и тела, подвергающихся солнечной экспозиции.
Таким образом делается вывод, что повышенная воздействием солнца скорость липидных окислительно-восстановительных реакций является дополнительным фактором риска для образования синдрома фотостареющей кожи. Это доказывает и эффективность антиоксидантов, применение которых оказывается часто оправданным при кожных инволюционных процессах.
Группа немецких исследователей выяснила роль еще одного активного биологического агента. Речь идет о так называемом фибулине-2, внеклеточном протеине, который может влиять на нормальную организацию волокон эластина. Иными словами, чем больше в дермальном слое фибулина-2, тем сильнее страдает правильная структура эластина.
Хотя фибулин-2 был обнаружен достаточно давно, ему не придавали большого значения в контексте фотостарения кожи, поскольку его содержание в нормальной и фотоповрежденной коже примерно одинаково. Однако теперь доказано, что повышенная солнечная экспозиция заметно тормозит процессы естественного распада фибулина-2, тем самым усиливая и дезорганизацию эластина.
Группа японских авторов изучила факторы кожной микроваскуляризации (капиллярного кровоснабжения) у 15 женщин в возрасте от 58 лет до 81 года.
Сравнивались сосудистые показатели кожи перед ушной раковиной (наиболее фотоуязвимой) и кожи сзади нее (фотозащищенной). Было выяснено, что фотоповрежденная кожа имеет депрессию эндотелия мелких сосудов, что неминуемо приводит к нарушению микроциркуляции. Это провоцирует образование нового сосудистого рисунка, который преимущественно проявляется ненормальными кожными сосудистыми об