Свежие записи

Движение лечит, лень калечит

Сергей Михайлович Бубновский более десятка лет назад вы был специалистом по лечебной физкультуре в одной из московских клиник. Уже тогда в газете «Труд» появлялись публикации, в которых он размышлял, в частности, о целебной силе движения. Сегодня он не только руководит крупным лечебно-оздоровительным центром, но и создал свою методику физического развития ребенка. 
Конечно, тут нет случайностей. Ведь в центр кинезитерапии (лечения с помощью нагрузок) приводят и детей, и подростков. Бывает, что приходится бороться с последствиями травм. Но очень часто приходится наблюдать: больной позвоночник — результат того, что никто из взрослых не подумал вовремя о физическом развитии ребенка. Мы накопили огромный опыт. Наша цель — создание оптимальной программы физического развития для каждого учащегося.
Сейчас стало нормой, что в каждом классе есть группа (иногда — довольно многочисленная) детей, освобожденных от уроков физкультуры. Остальные школьники эти уроки посещают, но часто относятся к ним как к досадной повинности. Почему так получается?
Если совсем коротко, то причины просты: безграмотность и леность. Мы убеждены, что детей, освобожденных от уроков физкультуры, вообще не должно быть. Такие освобождения — абсурд. Многолетний опыт использования кинезитерапии доказал: правильное движение лечит, неправильное — калечит. С помощью движения мы лечим тяжелейшие состояния даже у пожилых людей. А уж ребенок, освобожденный от физической активности, — это противоестественно. А возникают освобождения и потому, что движение ради движения действительно может быть вредным. Это эксплуатация тела.
Вредны любые крайности. Бег, например, полезен для сердца, но может быть вреден для суставов и позвоночника. Закаливание водой, обливания — прекрасный метод оздоровления, а «моржевание» истощает человека. Кстати, популярное сегодня кратковременное голодание действительно полезно при многих состояниях, но увлечение «голодовками» крайне опасно. Хотя бы потому, что они уничтожают мышечную константу. Это вся мышечная система человека. В норме суммированный вес мышц тела должен составлять 40 процентов от общего веса человека. Это и есть мышечная константа, которая закладывается в детстве. Все последние работы физиологов доказали: именно от мышечных клеток и тканей зависит правильный обмен питательных веществ в организме. Кровообращение, например,происходит только благодаря работе мышечных клеток. Инервация (прохождение нервных импульсов к тканям и органам), то есть работа всей нервной системы, зависит именно оттого, работает ли мышечная клетка, рядом с которой находится нерв.
В физкультурной программе особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста. Потому что как раз в возрасте от шести до десяти лет физическое и психическое развитие ребенка идет особенно быстро. И картина, которую мы видим сегодня, удручает. У каждого пятого ребенка — явный дефицит массы тела, это рахиты, физически неполноценные дети. По официальным данным, 16 процентов шестилетних детей не готовы к обучению. До 50 процентов детей в младших классах страдают разными нарушениями здоровья: снижается острота зрения, ухудшаются показатели крови, развиваются сколиозы и плоскостопие. Больше половины учеников начальной школы уже успели приобрести какие-то формы нервно-психических расстройств. Мы твердо убеждены: все это связано именно с недостатками развития мышечной системы. Например, если у ребенка быстро растут кости, а мышцы отстают, то обязательно происходит искривление позвоночника. В норме к 6 — 7 годам масса мышц резко увеличится. Но если мы не дадим ребенку нужных физических нагрузок, этого роста мышечных тканей не будет. Во втором — третьем классе школьник считается вполне здоровым, ни на что не жалуется. Но к 12— 14 годам у него вдруг «вылезают» сколиоз, близорукость, неврозы. И мы получаем пресловутый «трудный возраст».
Кто виноват? Почему все же уроки физкультуры не обеспечивают нужной активности?
Потому что эти занятия проводятся по давно устаревшему шаблону. Я как врач проанализировал одну из методик, которую используют в Москве для оценки физического состояния детей. Это так называемый индекс физической готовности. Упражнения, которые даются школьникам, неправильны, неадекватны. Их вообще нельзя применять. Ну, например, предлагается бег на 60 метров. Я убежден, что его надо запретить для тех, кто страдает плоскостопием, избыточным весом, плохой координацией движений, тем более —
сердечно-сосудистыми или легочными заболеваниями. Такое упражнение нельзя рекомендовать школьникам, не обученным технике бега на короткие дистанции.
Печальный парадокс: вместо радости уроки физкультуры часто порождают у детей «закомплексованность», чувство неполноценности.
Это происходит потому, что уравнительный подход к этим занятиям глубоко ущербен. Представьте, урок физкультуры начинается с построения в шеренгу по росту. И тот, кто оказывается «в хвосте», уже чувствует себя ущербным. А потом все прыгают через «козла». И если мальчик мешковатый, неуклюжий, он не сумеет выполнить это упражнение. И услышит насмешки одноклассников. И потом будет делать все, чтобы избежать уроков физкультуры.
Что делать?
Мы предлагаем программу, которая дает возможность строго индивидуального подхода к каждому ребенку. Ее основа — работа на тренажерах. С их помощью мы воздействуем локально на каждую часть тела, на каждую группу мышц. Психологически очень важно, что, работая на тренажерах, ребенок не сравнивает себя с другими. Каждый занят своим делом, выполняет упражнения, подобранные специально для него. У каждого свой дневник, который дает возможность наблюдать и корректировать изменения всех показателей, следить за развитием физических способностей. В нашем центре годами занимаются по лечебным программам десятки детей. И к концу обучения в школе у них выправляются осанки, исчезают плоскостопие и лишний вес, они уверены в себе.
Чтобы так было везде, прежде всего требуется переучивать преподавателей физической культуры. Этим мы и занимаемся сейчас на своей кафедре. Педагог должен научить ребенка правильно дышать при выполнении физических упражнений, помочь восстановить координацию движений. И поверьте, на все это хватит двух уроков физкультуры в неделю.
Считается, что тренажеры — вещь довольно дорогая. Может, можно обойтись и без них?
Развить нужные физические качества с помощью обычных упражнений очень трудно, для этого требуются многочасовые занятия с тренером. Тренажеры — оптимальный путь. Их стоимость вполне сопоставима со стоимостью компьютеров, которыми забиты практически все городские школы. При этом учтите: компьютер устаревает через полгода, тренажер — никогда. Главное — изменить психологию врачей и педагогов, избавиться от страха перед движением. И будьте уверены: если врач будет назначать «хилому» ребеночку физические нагрузки, если учитель научится грамотно использовать возможности тренажеров, то и в бюджете найдется соответствующая графа. И школа купит два-три тренажера, которые помогут тысячам детей вырасти здоровыми, полноценными людьми.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Комментарии запрещены.

Реклама